На главную страницу
В первом квартале выручка компаний начала расти

В первом квартале выручка компаний начала расти

После продолжавшегося в течение пяти кварталов падения, выручка нефинансовых корпораций в первом квартале этого года снова начала расти. 5%-ному росту выручки способствовали низкая сравнительная база начала прошлого года и рост цен. Доля продукции нефинансовых предприятий в экономике составляет почти 80%, а доля добавленной стоимости составляет 70%. Таким образом, экономические результаты этого сектора описывают важную часть того, что происходит в экономике Эстонии.

В наибольшей мере увеличению корпоративной выручки способствовали рост производства энергии, оптовой и розничной торговли, сферы недвижимости и ИКТ-сектора. Оборот в производстве энергии увеличился за счёт более высоких цен и более высокого потребления. Объём потребления энергии увеличился за счёт более холодной зимы по сравнению с предыдущим годом. Низкая сравнительная база также оказала сильное влияние. В оптовой и розничной торговле наибольший положительный эффект дала оптовая торговля, но и здесь сильное снижение товарооборота в начале прошлого года создало низкую сравнительную базу. Выручка от продажи недвижимости увеличилась за счёт высокого спроса на жильё. ИКТ-сектор уже давно демонстрирует уверенный рост, и его доля в экономике увеличивается. Пандемия также добавила в сектор новых заказов.

Однако если посмотреть на проценты роста, то помимо вышеупомянутых сфер деятельности, самый сильный рост был в секторе водоснабжения и утилизации отходов, а также в секторе здравоохранения, где товарооборот в годовом сравнении увеличился соответственно на 83% и 52%. Кризис в сфере здравоохранения обеспечил большие объёмы работ медицинским компаниям (в данном случае – частным). При этом доля обоих видов деятельности в общем корпоративном обороте составляет чуть более 1%.

Ограничения на передвижение продолжают оказывать на бизнес серьёзное влияние

В первом квартале продажи в сфере размещения, морских и авиационных перевозок, искусства и развлечений, а также общественного питания продолжали очень резко снижаться. В то же время доля этих видов деятельности в общем обороте нефинансовых корпораций в 2019 году составила чуть более 3%, а в первом квартале текущего года – 1,6%. Последствия пандемии и связанных с ней ограничений на передвижение были очень серьёзными для этих сфер деятельности. По предварительным данным, выручка, например, в гостиничном бизнесе снизилась на 61%, в морских перевозках – на 56%, в сфере искусства и развлечений – на 38%.

Пандемия и экономические ограничения напрямую затрагивают почти пятую часть экономики Эстонии

По нашему мнению, из-за ограничений полностью или частично пострадали почти 15% экономики Эстонии, к которым следует добавить ещё 7% воздействия, которое перешло на туристический сектор с прошлого года: размещение иностранных туристов, услуги транспортных и туроператоров. Однако примерно для трёх четвертей экономики влияние ограничений было либо нейтральным, либо косвенным, например, через цепочки поставок затронутых компаний, где последствия трудно оценить. Широкое распространение COVID-19 повлияло и на работу ряда компаний, на которые не распространялись ограничения.

Рентабельность компаний упала до уровня кризисного 2009 года

Оборот корпоративного сектора увеличился, несмотря на уменьшение количества отработанных часов. Это повысило рост почасовой производительности до 11 процентов. В последний раз мы наблюдали такой стремительный рост производительности в последнем квартале 2018 года. Положительный момент состоит в том, что затраты на рабочую силу остались примерно на уровне того же квартала прошлого года, что при умеренном росте оборота несколько снизило долю затрат на рабочую силу в обороте компаний и способствовало росту общей прибыли сектора. В то же время доля прибыли в обороте продолжала снижаться, и была примерно на том же уровне, что и в третьем квартале кризисного 2009 года, когда экономика Эстонии пережила самый большой спад. Однако следует учитывать, что квартальный расчёт экономических показателей компаний является предварительным, и в дальнейшем может существенно измениться.

Продолжаются крупномасштабные инвестиции в программное обеспечение

В экономических показателях компаний учитываются только вложения в материальный основной капитал – в первом квартале они снизились на 3%. При этом исключаются вложения в нематериальные активы. Известно, что уже во второй половине прошлого года VW осуществил масштабные прямые инвестиции в разработку программного обеспечения в своем эстонском филиале, что резко увеличило импорт услуг. Согласно платёжному балансу, импорт услуг очень сильно вырос также в марте этого года, что свидетельствует об аналогичных крупномасштабных инвестициях в программное обеспечение.

Перспективы роста экономики Эстонии улучшаются

Чувство уверенности предприятий промышленного и строительного секторов, а также сектора услуг Эстонии во втором квартале продолжало расти. В то время как в строительстве и в секторе услуг чувство уверенности выросло до уровня двухлетней давности, в промышленном секторе оно поднялось до самого высокого уровня за последние 14 лет. Перспективы роста выпуска продукции и экспорта в промышленном производстве и спроса на услуги также значительно улучшились. Индексы деловой активности в еврозоне и в США во втором квартале улучшились, что указывает на рост внешнего спроса. Экономические ограничения смягчаются как в Эстонии, так во многих других странах. Кроме того, ускоренный рост цен производителей промышленной продукции, экспортных и импортных и потребительских цен должен поддержать рост оборота бизнеса.

В промышленности, строительстве и сфере услуг нехватка рабочей силы снова становится проблемой для всё большего числа компаний. Больше всего это ощущают промышленные компании. Таким образом, уже во втором квартале эстонские компании должны показать хороший рост оборота. С технической точки зрения этому способствует и низкая сравнительная база, вызванная резким падением оборота во втором квартале прошлого года.