Экономика Эстонии восстанавливается после спада
Снижение ВВП на 6,9% во втором квартале оказалось меньше ожидаемого. Влияние пандемии на экономику Эстонии было сильным, но в цифрах – слабее, чем мы предполагали. В первой половине этого года объем экономики Эстонии снизился на 3,9%. Однако следует учитывать, что это не окончательная цифра и будет корректироваться несколько раз.
Самый существенный отрицательный вклад (2,6 процентных пункта или 39%) в экономический спад во втором квартале внесла обрабатывающая промышленность, за которой следовали оптовая и розничная торговля, недвижимость, услуги по размещению и общественному питанию. В семи из 20 видов деятельности с точки зрения ВВП добавленная стоимость даже увеличилась, в то время как совокупное влияние секторов строительства и ИКТ было значительным. Спад в обрабатывающей промышленности, нашей основной экспортирующей отрасли, был вызван общим падением спроса. Однако спад в обрабатывающей промышленности Эстонии быстро замедлился. Дно было достигнуто в мае, а в июле объем обрабатывающей промышленности снизился всего на один процент в годовом исчислении, а экспортный оборот даже немного увеличился.
Этот кризис сильно ударил по нашему туристическому сектору, особенно по услугам в области размещения и туризма, которые восстанавливаются гораздо медленнее, чем остальная экономика. Во втором квартале в Эстонии услугами размещения воспользовалось на 78% меньше людей, чем год назад, а добавленная стоимость в размещении уменьшилась на 72%. Поскольку доля этой деятельности в экономике невелика, негативное влияние на общую картину экономики (0,5 процентных пункта или 7%) было более скромным.
Спад экспорта замедляется
Общий объем экспорта снизился на 19%, но снижение экспорта услуг было значительно сильнее, чем экспорта товаров – на 35% и 10% соответственно. Падение экспорта услуг произошло в основном из-за снижения транспортных и туристических услуг. Положительный момент состоит в том, что экспорт упал меньше, чем импорт (на 22%), и это увеличило чистый экспорт, который в текущей ситуации снижает рецессию. Спад как экспорта, так и импорта сохранился в мае, тогда как в июне снижение обоих показателей замедлилось. Если сравнивать с нашими основными торговыми партнёрами, снижение импорта в этих странах в последнее время также замедлилось. В мире в целом объем торговли по-прежнему резко падал, но уже в июне он немного повысился.
Потребление улучшилось, но доверие людей всё ещё слабое
Частное потребление во втором квартале сократилось на 8,7%, но картина различалась от месяца к месяцу. Оборот по платежам карточками, косвенно отражающий частное потребление, резко упал в апреле, но стал восстанавливаться в мае, а в июне уже показал рост. В июле рост оборота платежей по карточкам ещё больше ускорился. Меры государственной поддержки, в частности компенсация заработной платы от Кассы по безработице, замедлили рост числа безработных, что, в свою очередь, помогло улучшить потребление. В то же время люди увеличили свои сбережения и стали меньше потреблять. Доверие людей немного повысилось с конца июня, но остаётся очень слабым.
В настоящее время государственные заказы играют очень важную роль в стимулировании экономического роста.
Как и ожидалось, инвестиции снизились (15%). В основном это произошло за счёт корпоративного сектора, где валовое вложение в основной капитал снизилось на четверть. Это было связано с последствиями кризиса и увеличением неопределённости, а также с эффектом базы. Корпоративные инвестиции очень нестабильны в разрезе кварталов. Во втором квартале прошлого года корпоративные инвестиции очень сильно выросли, повысив сравнительную базу. Однако увеличились инвестиции в сектор государственного управления и в домохозяйства. Инвестиции в сектор государственного управления во втором квартале увеличились всего на 3%, но в первой половине года в целом они выросли на 12%. В настоящее время государственные заказы играют очень важную роль в стимулировании экономического роста.
Восстановление после рецессии происходит быстро, но распространение пандемии может замедлить его
Дно нынешней рецессии пришлось на второй квартал, и в последние месяцы восстановление экономики было быстрым. Общее настроение и ВВП эстонской экономики во время нынешнего кризиса опустились до самого низкого уровня значительно быстрее, чем во время рецессии 2008-2009 годов. Для сравнения, дно рецессии -19,2% было достигнуто в третьем квартале 2009 года. Если тогда на это ушло почти два года, то сейчас – всего три месяца в части экономических настроений и всего два квартала – в части ВВП. Таким образом, выход из кризиса на этот раз должен произойти значительно быстрее, чем во время предыдущей рецессии. Эстония вместе со странами Северной Европы и другими странами Балтии, на которые приходится почти половина нашего экспорта, меньше пострадала от этого кризиса, чем Западная и Южная Европа. Согласно прогнозу, опубликованному Swedbank на прошлой неделе, в этом году экономика Эстонии сократится на 5%. Однако цифры ВВП во втором квартале были лучше ожиданий, что позволит уменьшить этот спад. В то же время повышается риск того, что выход экономики Эстонии из кризиса может быть затруднён из-за распространения коронавируса.