Финансовые рынки на фоне изменения денежно-кредитной политики
Спустя полгода после экономического коллапса, который начался с коронакризиса, ведущие фондовые индексы США достигают новых пиков при безусловном лидерстве технологического сектора. Выходит, что, по мнению биржи, ничего ужасного не произошло. При ближайшем рассмотрении мы видим 844 000 смертей, вызванных коварным вирусом, возникшим в Китае, и самый высокий уровень безработицы в истории во многих странах. Это два совершенно разных мира, где фондовый рынок смотрит в будущее, а экономическая статистика – в прошлое.
Неожиданно быстрое восстановление
Инвесторы, отказавшиеся от продажи инвестиций в марте, сегодня в значительной степени компенсировали минус, вызванный коронакризисом. Немногие смельчаки, увеличившие свои позиции во время панической распродажи, могут открыть шампанское. Восстановление было неожиданно быстрым и, безусловно, удивительным для многих. Инвесторы, долгое время следившие за деятельностью ведущих центральных банков мира, меньше удивляются подобным движениям. Огромная денежная масса способствовала значительному росту цен на активы, а пандемия смогла лишь вызвать кратковременный откат.
Обновлённые принципы Федерального резерва США
Сезон малого количества экономических новостей закончился в этом году решением Федеральной резервной системы США изменить текущие принципы денежно-кредитной политики. Поскольку крупнейший центральный банк мира редко вносит такие изменения, к этому стоит присмотреться. На протяжении десятилетий в центре внимания денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы находилась максимальная занятость при стабильных ценах. Долгое время оптимальным считался уровень инфляции в 2%, и когда этот уровень повышался, поднимались процентные ставки. Согласно новому подходу, высокая занятость будет приоритетом, и никаких краткосрочных последствий при инфляции выше 2% не планируется. Реформа денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы не включает явных правил или математической формулы того, как долго центральный банк может поддерживать низкие процентные ставки или как может расти инфляция. Средний целевой показатель инфляции для бизнес-цикла составляет 2%, и в случае слабого рынка труда стимулы не сдерживаются. Некоторые члены Федеральной резервной системы предпочитают в краткосрочной перспективе поднять процентные ставки до уровня, при котором годовая инфляция может достигнуть 3%.
Быстрая инфляция цен на имущество
В то время, когда десятки миллионов американцев по-прежнему не имеют работы из-за пандемии, изменение денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы понятно. Целью является улучшение ситуации на рынке труда, что, по мнению центрального банка, также должно способствовать ускорению темпов инфляции. Последнее заявление также породило значительное количество скептиков, поскольку денежная масса центральных банков пока не способна стимулировать инфляцию даже в условиях сильного рынка труда. Почему на этот раз всё должно быть иначе? Однако подавляющее большинство аналитиков согласны с тем, что новая денежно-кредитная политика Федеральной резервной системы ещё больше ускорит и без того стремительную инфляцию цен на активы. Если добавить в суп горячую воду, суп станет больше по объёму, но его пищевая ценность снизится. Поскольку процентные ставки находятся в минусе, деньги и депозиты быстро теряют ценность как средство увеличения покупательной способности. Это также объясняет стремительный рост цен на золото и другие драгоценные металлы за последние шесть месяцев. Большая часть облигаций торгуется на рынке с отрицательной доходностью, поэтому все большее число рациональных инвесторов переводят свои средства из облигаций в акции. Облигации уже иногда становятся более рискованными, чем акции, что явно противоречит обычной экономической логике.
Торжество акций технологических предприятий
Изменение денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы является чётким сигналом о том, что процентные ставки останутся очень низкими в ближайшие годы. Вероятно, доллар ослабнет по отношению к другим основным валютам и сбережения будут продолжать поступать в акции и, во всё большей степени, в реальные активы. Пандемия коронавируса ещё больше усилила триумф акций технологических компаний, где рыночная стоимость крупнейших компаний измеряется триллионами долларов. Рыночная стоимость технологических компаний США уже превышает рыночную стоимость 600 крупнейших компаний Европы. Ещё немного, и акции Apple будут стоить больше, чем совокупная рыночная стоимость всех компаний, включённых в индекс Russel 2000! Только за август рыночная капитализация Apple выросла более чем на 420 миллиардов долларов. Рыночная стоимость 493 участников индекса SP500 ниже этой цифры. Такая концентрация богатства в руках небольшого числа людей создаёт напряжённость в обществе и желание дополнительных налогов, что, в свою очередь, станет препятствовать инновациям.
Повышение процентных ставок даже не обсуждается
Изменение денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы, безусловно, не осталось незамеченным другими центральными банками. В ближайшее время можно ожидать новостей от Европейского центрального банка, который также хочет адаптировать свою денежно-кредитную политику к изменениям в экономической среде. Повышение процентных ставок здесь также будет невозможно в ближайшие годы, поскольку это создаст проблемы для многих стран при выплате процентов по кредитам, не говоря уже о сокращении основной суммы кредита.
Мы живём в нелёгкие времена, когда, с одной стороны, неопределённая среда требует больших денежных резервов, но в то же время покупательная способность этих резервов всё более быстрыми темпами снижается по отношению к ценам активов. Поиск правильного баланса между деньгами и различными классами активов остаётся непростым домашним заданием для каждого человека.