Мир меняется, а вместе с ним – внешняя торговля
Внешняя торговля растёт медленнее, чем в начале прошлого десятилетия
Несмотря на то, что рост экспорта и импорта эстонских товаров был в прошлом году сильным, а оборот внешней торговли – рекордным, последние семь лет показатели всё-таки были более слабыми, чем в предкризисные годы в первой половине прошлого десятилетия. Тогда рост экспорта товаров и услуг в среднем за несколько лет превышал рост ВВП, но теперь эти цифры примерно одинаковы. Если средний рост экспорта в 2001-2007 годах был 11%, а рост ВВП – 7,5%, то в 2012-2018 оба показателя находятся лишь в районе 3%. Примерно такая же картина наблюдается и в других развитых странах. Рост всей мировой торговли за последние семь лет был более медленным, чем до экономического кризиса 2008-2009 годов. Это отразилось и на производительности предприятий, поскольку предприятия, работающие непосредственно на экспорт, могут наращивать производительность быстрее, чем предприятия, продающие продукцию местным потребителям. Что является причиной такого ослабления роста экспорта, и какие перспективы есть у внешней торговли?
Лихие девяностые
В 1990-е и в начале прошлого десятилетия в мире происходило необычайно много изменений, которые дали зелёный свет глобализации и торговле. Возникновение Европейского общего рынка и Североамериканской зоны свободной торговли, рост открытости Китая и России, создание Всемирной торговой организации в начале 1990-х, снижение торговых тарифов, а также присоединение Китая к ВТО в 2001 году и введение евро, всё это – факторы, которые помогли в 90-е годы и в начале нового тысячелетия быстрому росту экспорта, трансграничного налогообложения и зарубежных инвестиций. Большая разница в затратах на рынках развитых стран и на развивающихся рынках заставила производство переориентироваться туда, где затраты были более эффективными. Кроме того, снизились цены на морские контейнерные перевозки, что также способствовало росту товарообмена. Всё это работало на рост объёмов товарообмена между развитыми промышленными странами и развивающимися странами. Ясно, что от этого выиграла и Эстония с её небольшой и открытой экономикой. Более низкий уровень развития и более низкие цены, которые существовали пару десятков лет назад, позволяли развиваться быстрее, чем сейчас, когда цены приблизились к ценам наших торговых партнёров, а экономика стала ближе к экономике развитых индустриальных стран. Больше не надо так сильно «подталкивать» новые инвестиции, как это было необходимо в 90-е годы и в начале прошлого десятилетия.
Глобализация работает против себя
Глобализация помогла развивающимся рынкам, а также переходным государствам бывшего Восточного блока быстрее подтянуть свой уровень жизни к уровню стран с развитой промышленностью, но повысились там и затраты. Перемещение товаров на большие расстояния иногда становится слишком затратным, одновременно цепочки поставок на развивающихся рынках совершенствуются. Китайские предприятия производят всё больше сырья и комплектующих сами, что снизило потребность в импорте. Вдобавок в структуре экономики Китая выросла доля услуг. Китай и многие другие развивающиеся страны потребляют всё больше собственной продукции и всё меньше экспортируют. Всё это постепенно делает как внешнюю торговлю, так и инвестиции более региональными, а цепочки поставок становятся всё более короткими. Поскольку в условиях высокой конкуренции многие предприятия стремятся как можно быстрее выводить свои товары на рынок, то они делают свои цепочки поставок всё боле локальными. В цепочках поставок, налаженных в Азии, Европе и Северной Америке, доля региональной торговли за последние семь лет вновь выросла.
Наступление услуг
Ещё одно серьёзное изменение состоит в том, что торговля услугами почти везде растёт быстрее, чем экспорт и импорт товаров. И, хотя доля экспорта услуг во всей внешней торговле, по официальной статистике, пока меньше доли товаров, она постепенно растёт. Это относится и к Эстонии. Я сказал «по официальной статистике», поскольку она не учитывает многие цифровые услуги, которые сейчас используются бесплатно, но объём и влияние которых на экономику в последние годы серьёзно растут.
Бояться надо не столько роста расходов на рабочую силу, сколько дефицита специалистов высокой квалификации
Всё меньшее влияние на мировую торговлю оказывает разница расходов на рабочую силу. Всемирные ценностные цепочки всё чаще основываются на знаниях и всё больше зависят от вклада высококвалифицированной рабочей силы. Если в целом по Евросоюзу на высокотехнологичную обрабатывающую промышленность и наукоёмкие сферы обслуживания в среднем приходится 6% занятости, то в Эстонии эта цифра 4%, а в Латвии и Литве – 2%. По данным международной консалтинговой компании McKinsey, сейчас лишь 18% мировой торговли приходится на обмен между дешёвыми странами (где ВВП экспортирующего государства составляет менее одной пятой от этого показателя у партнёра) и более богатыми и дорогими странами. Для международных компаний при размещении производства наряду с уровнем зарплат наиболее важными факторами становятся доступность высококвалифицированных кадров и природных ресурсов, близость конечного потребителя и качество инфраструктуры. По эстонской торговле также видно, что, несмотря на продолжавшийся годами рост доли расходов на рабочую силу в продукции и на снижение ценовой конкурентоспособности, доля нашего экспорта на рынках наших крупнейших торговых партнёров за последние десять лет только росла. За этим стоит повышение наших товаров и услуг в ценностной цепочке.
Мировой спрос всё больше смещается в пользу развивающихся стран
Из совокупного эстонского экспорта сейчас в Европейский союз отправляется 76%. В отдалённой перспективе всё больший потенциал роста видится за пределами Европы. Если в 2007 году на развивающиеся страны приходилась примерно четверть общемирового спроса, а в позапрошлом – 38%, то к 2030 году, по оценке McKinsey, эта доля увеличится до 51%. При этом доля развитых индустриальных стран в общемировом спросе, естественно, снижается. Например, если доля Европы в совокупном мировом спросе в 2007 году составляла 30%, то к 2030 году она может упасть до 18%.
Технологические новинки способствуют глобализации
Хотя мировая торговля постепенно становится всё более региональной, технологические нововведения позволяют сотрудничать независимо от месторасположения. Цифровизация, «интернет вещей», искусственный интеллект и развитие обработки данных способствуют снижению расходов, связанных с трансграничными сделками. Это, в свою очередь, должно благоприятствовать торговле и глобализации. На предприятиях Эстонии имеются широкие возможности по использованию цифровых технологий. В Европейском союзе Эстония по части цифровизации предприятий, к сожалению, занимает довольно слабые позиции, находясь лишь 19-м месте. Внедрение цифровых технологий позволяет наращивать производительность, а это в условиях дороговизны и дефицита рабочей силы становится всё более важной задачей.