Спад экспорта углубился, но перспективы внешнего спроса улучшились
Экспорт товаров эстонского происхождения в мае сократился на 27% в годовом сравнении, а за первые пять месяцев этого года спад составил 13%. Внешний спрос начал ослабевать ещё до коронакризиса. Экспорт товаров сокращался уже с июня прошлого года, и лишь в декабре наблюдался необычайно сильный рост.
Импорт товаров в мае сократился на 24%, причём 40% этого сокращения пришлось на сырьё и комплектующие для промышленности. В дополнение к ослаблению спроса, сокращение экспорта и импорта было вызвано падением цен. В мае экспортные цены снизились в годовом сравнении на 8%, а импортные цены – на 9%.
На продукты из сланцевого масла пришлось 37% снижения экспорта
Хотя сократился экспорт большинства товарных групп, самый большой спад был в экспорте продуктов из сланцевого масла, оборудования мобильной связи, сборных деревянных зданий и изделий из дерева. Доля этих четырёх товарных групп в снижении экспорта в мае достигла 62%, в том числе на продукты из сланцевого масла пришлось 37% спада. Экспорт в страны Европейского союза, на которые приходится 70% нашего экспорта, сократился на 27% (Финляндия – 28%, Швеция – 24% и Германия – 11%). Экспорт в США упал на 34%, а в Россию на 3%.
В кризисные месяцы этого года доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности (нашей крупнейшей экспортно-сырьевой отрасли) в обороте сократилась. Если в 2019 году эта доля составляла в среднем 67%, а в первом квартале этого года – 68%, то в апреле доля снизился до 64%. В мае доля экспорта обрабатывающей промышленности выросла до 66 процентов. В то же время следует учитывать, что цепочка добавленной стоимости, связанная с экспортом в Эстонии, значительно выше, чем показывает доля экспортного оборота обрабатывающей промышленности или доля товаров в ВВП (48%). Согласно исследованию, проведённому Центром мониторинга развития, 29% эстонских компаний экспортируют напрямую, а 80% – находятся от экспорта на расстоянии до двух партнёров по сделкам. Таким образом, иностранный спрос затрагивает большую часть эстонского делового сектора.
Внешний спрос постепенно улучшается
К сожалению, статистика полуторамесячной давности является слишком старой в контексте нынешнего кризиса, и не даёт правильного представления о текущем состоянии экономики. По предварительным оценкам, некоторую активизацию производственной деятельности в нескольких сферах можно увидеть уже в июне.
Индексы деловой активности в еврозоне быстро улучшились по сравнению с апрельским дном, а в обрабатывающей промышленности они в июне достигли уровня начала этого года. Индексы деловой активности улучшились также в США и Китае. Это косвенно указывает на то, что снижение внешнего спроса достигло дна и постепенно улучшается. Хотя перспективы объёмов промышленного производства в Эстонии в июне резко улучшились, перспективы экспорта оставались на очень низком апрельском уровне. Оценка компаний своих экспортных заказов улучшилась незначительно и всё ещё далека от докризисного, не говоря уже о последнем, пике, который был достигнут в 2017 году.
Занятость в эстонской обрабатывающей промышленности постепенно начала улучшаться. Хотя в годовом сравнении она пока уменьшается, в июне – уже немного увеличивается в недельном сравнении. В то же время следует учитывать, что почти 28% занятых в обрабатывающей промышленности получили по состоянию на начало июля компенсацию из Кассы по безработице. Прекращение таких выплат может нанести новый удар по занятости в этом секторе, если спрос и цены достаточно быстро не улучшатся.