Финансовые рынки глазами стратега
Сентябрь 2021 года. На «IPOдроме» Таллиннской фондовой биржи – попутный ветер. Каждая ставка выигрывает. Статья о том, как пенсионерка поучаствовала в ралли Harju Elekter, продала Coop на пике стоимости и удвоила деньги благодаря криптовалюте. Когда мы с Пеэтером Коппелем попытались намекать, что такие истории безответственны и создают совершенно ложное впечатление о рисках, связанных с инвестированием, нас сочли брюзгливыми мужчинами среднего возраста, которые просто завидуют, когда у кого-то дела идут хорошо. Мы не завидовали. Нам было страшно, потому что мы неоднократно наблюдали подобные картины в прошлом, и жизненный опыт научил нас быть осторожными.
Более высокая цена денег привнесла новые правила игры
«Пузырящиеся» цены активов стали восприниматься по-другому вскоре после того, как Россия начала войну в Украине. В энергетическом секторе, в который в течение многих лет не вкладывалось достаточное количество средств, образовался дефицит, который, будучи поддержанным быстро растущими ценами, усилил инфляцию, начавшуюся в результате печатания денег. Лица руководителей центральных банков становились всё более озабоченными, поскольку растущая стоимость жизни, которая грозила выйти из-под контроля, ставила под сомнение их авторитет. Августовская встреча ведущих финансистов мира в Джексон-Хоуле стала тем спусковым крючком, который вернул цену деньгам. Хорошие времена ушли в прошлое, а знак минус для базовых ставок, который к тому времени казался неотъемлемым правом человека, внезапно исчез. Рост стоимости капитала оказывает давление на предприятия с более слабым балансом. Инвесторы больше не готовы мириться с прибылью, которая никогда не будет получена в будущем, и хотят получить стабильный денежный поток сейчас, в период высокой инфляции. Поэтому, возможно, немного легче понять, почему акции технологического сектора, которым инвесторы отдавали предпочтение на протяжении многих лет, являются одними из самых слабых в этом году. Особенно сильно пострадали акции небольших растущих предприятий, неудивительно, что их падение составило 50–90%. Инвестиции в ESG, набравшие популярность в последние годы, также не показали хороших результатов: компании, которые с большим отрывом обходят ESG – ископаемое топливо, оборона, табак, азартные игры – возглавили чарты доходности.
На финансовых рынках часто бывает так, что неудачники предыдущего года оказываются на вершине в новом году, и наоборот. Турция, один из крупнейших неудачников прошлого года, в 2022 году оказалась в верхней части таблицы доходности, а рынок в этой стране сумел обеспечить положительную реальную доходность для инвесторов. Высокие цены на энергоносители оказали мощную поддержку фондовым рынкам Бразилии и Сингапура. Среди наиболее серьёзно падающих рынков в этом году – Китай, Южная Корея, Швеция и фондовые рынки Восточной Европы.
Год потери богатства
2022 год войдёт в историю как год потери богатства. Многие миллиардеры снова стали миллионерами, а миллионеры вернулись в ряды простых смертных. До сих пор существует несколько предприятий с рыночной стоимостью более триллиона долларов. Легко взлетел, легко ушёл. Последние два года подавляющее большинство людей оказались на скоростной магистрали, ведущей к бедности, а главной темой семейных встреч стали высокие цены на продукты питания и энергоносители.
Годы кризиса характеризуются очищением системы и, к сожалению, также различными финансовыми махинациями. Крах кредитно-сберегательных ассоциаций, хаос криптовалют, китайский рынок недвижимости – вот лишь несколько примеров того, как чрезмерное принятие риска обернулось тяжёлой расплатой. Некоторые из тех, кто продвинулся к финансовой свободе, сегодня из-за неправильной стратегии освободились от финансов. Многие потеряли аппетит и больше не хотят инвестировать. Ещё немного, и основная тема в группе финансовой свободы будет заключаться в том, что, мол, деньги – не самое главное в жизни и что стоит сосредоточиться на непреходящей ценности жизни, а не на накоплении богатства.
Взгляд в будущее
В преддверии нового года мы не можем забыть об инфляции и процентных ставках. Спред между доходностью 2- и 10-летних облигаций США остаётся явно в пользу более краткосрочных облигаций, что, исходя из исторического опыта, неумолимо предсказывает, по крайней мере, краткосрочную рецессию. Сильные стороны рынка труда подталкивают центральный банк США к продолжению повышения процентных ставок. Повышение стоимости денег делает своё дело с задержкой, и существует значительный риск того, что центральные банки перестараются с повышением процентных ставок. Поэтому в ближайшие шесть месяцев стоит с осторожностью покупать сектора, чувствительные к процентным ставкам, такие как недвижимость и прямые инвестиции, а также облигации с более длительным сроком погашения. Скорее, стоит рассматривать акции компаний с сильными денежными потоками и низким уровнем долга.
Шведская крона давно не была такой дешёвой, что делает её интересной для компаний, производственные затраты которых выражены в местной валюте, а доходы от продаж – в долларах. С фундаментальной точки зрения акции стран Восточной Европы являются привлекательными, особенно когда война в Украине закончится. В Азии стоит следить за китайскими и южнокорейскими ценными бумагами. Растущая стоимость денег всё ещё оказывает давление на растущие компании, но скоро в секторе появятся первые лучи солнца, поскольку темпы инфляции снижаются. Я считаю, что наилучшие доходы в следующем году могут принести ИТ-компании, интернет-ритейлеры, производители полупроводников или программного обеспечения. Лучшие времена для энергетических компаний в энергетическом секторе, вероятно, уже позади.
На момент написания статьи мир всё ещё находится в состоянии потрясений, и всё это оказывает давление на финансовые рынки. Стоит помнить, что если бы в мире больше не было забот, то ни один финансовый актив нельзя было бы купить дёшево. 2023 год, вероятно, станет годом консолидации. Сильнейшие увеличат свою долю рынка, и жизнь будет продолжаться. Я осмелюсь предсказать меньшую волатильность и более стабильный рост с 2024 года и далее.
Данная информация не должна рассматриваться как инвестиционная консультация или призыв к покупке или продаже ценных бумаг, а также к участию в любых других операциях. Стоимость инвестиций может увеличиваться или уменьшаться с течением времени. Прошлые показатели не обещают аналогичных показателей в будущем.