Фондовый рынок США демонстрирует признаки опасности, возможности для покупок – в странах Балтии и Скандинавии
Фондовый рынок США продолжает достигать новых максимумов, а Европа при этом сильно отстает. Но это означает, что акции в определенных странах и секторах в настоящее время более доступны.
За последние два года фондовые рынки США показали очень хорошую динамику. Индекс S&P 500, объединяющий крупные американские компании, оставил далеко позади дно недавнего спада и уже два года подряд предлагает доходность почти 30%. Акции технологических компаний росли особенно быстро: на сегодняшний день в первую десятку индекса S&P 500 входит целых восемь технологических компаний.
За исключением банковского сектора южной Европы, Европа не может похвастаться такими же показателями, как США. Фондовые индексы крупных компаний в Италии и Испании с начала года выросли почти на 18%, в Германии – на 13,8% и в Великобритании – на 11%, однако рост фондовых рынков Северных стран измерялся в этом году однозначными числами, а в случае с Финляндией и вовсе близок к нулю.
В Эстонии ситуация особенно плоха – с начала года Таллиннская биржа упала на 2,8%. В то же время здесь можно задаться вопросом, не слишком ли пессимистичны инвесторы. Если мы посмотрим на текущий коэффициент P/E компаний, т.е. соотношение цены акций и прибыли, то в Эстонии он составляет 7,3; в то же время, например, в Финляндии 15,7; в Швеции 13,9 и в США 26,8. Это означает, что наши акции на фондовом рынке уже давно не были столь дешёвыми, а результаты деятельности компаний лучше, чем можно было бы ожидать, глядя на стоимость акций. Рентабельность капитала эстонских компаний, котирующихся на бирже, также находится на хорошем уровне.
Повторится ли история?
На фондовых рынках хорошо видно, что Америка внедряет инновации, а Европа осуществляет регулирование, но это не означает, что в экономике США нет никаких признаков опасности. Самой большой проблемой можно считать постоянно растущий государственный долг, который составляет почти 36 триллионов долларов США. Немало непредсказуемости добавляет и Дональд Трамп, который на посту президента пообещал снизить подоходный налог, но при этом ввести таможенные пошлины.
Процентные ставки сейчас движутся вниз, и компаниям и потребителям становится легче погашать кредиты. К сожалению, история показывает, что часто снижение процентных ставок приводило к падению цен на акции. Например, с 2007 по 2009 год во время экономического кризиса первое снижение процентных ставок помогло фондовому рынку подняться, но со временем акции начали все больше и больше падать, поскольку центральные банки опоздали со снижением процентных ставок, и было трудно предотвратить рецессию. В то время фондовому рынку США потребовалось три года, чтобы восстановиться, тогда как Европе потребовалось восемь лет.
Также на бирже есть признаки, говорящие о наступлении более трудных времен. Если мы посмотрим на инсайдерскую торговлю в компаниях, котирующихся на бирже в США, то увидим, что в настоящее время наблюдается сильное преобладание продавцов. Цена на золото сильно выросла – история показывает, что обычно это не приносило пользы фондовому рынку. Индикатор Уоррена Баффета, или соотношение ВВП к рыночной стоимости компаний, также говорит о том, что фондовый рынок США в настоящее время сильно переоценен.
Возможности в банковском деле и недвижимости
Однако наряду с рисками перед инвесторами открываются и возможности. Год назад на форуме Private Banking мы рассматривали акции компаний телекоммуникаций, недвижимости и зеленой энергетики, и, хотя акции рискованных компаний зеленой энергетики показали не очень хорошие результаты, сектора телекоммуникаций и недвижимости продемонстрировали хороший рост. Эстонский сектор недвижимости по-прежнему выглядит привлекательным, поскольку там произошло и продолжается несколько крупных сделок. Дам подсказку: если покупается недвижимость, то можно купить и акции.
На данный момент скажу, что по коэффициентам и доходности собственного капитала акции скандинавских и эстонских банков имеют очень привлекательную цену, поскольку у большинства из них коэффициент P/E ниже 10, а доходность их собственного капитала также находится на очень хорошем уровне. Осмелюсь предположить, что тот, кто купит их сейчас, через пять лет станет счастливым акционером.
Также много говорят о китайском фондовом рынке, который поднялся с начала года, но произошло это не за счет прибыльности компаний, а за счет госсубсидий. Это загадочный рынок, поскольку из-за бухгалтерского мошенничества никто не смеет утверждать, что цифры на нем действительно соответствуют истине. Пять лет назад я составил список для наблюдения из 30 китайских компаний, из которых осталось только десять. Как и в случае с Россией, на китайском рынке также существует риск того, что деньги могут там застрять.
В заключение, хотя на фондовых рынках существуют риски, это не означает, что невозможно достичь доходности. Помимо акций, падение процентных ставок вызвало интерес к долгосрочным облигациям, и они могут со временем вырасти в цене. Есть также надежда, что через год Euribor упадет еще на процент. Время покажет, приведет ли все это к мягкой посадке экономики или нет.
Данная информация не может рассматриваться как инвестиционная консультация или призыв к покупке или продаже ценных бумаг либо к участию в любых других операциях. Стоимость инвестиций может как увеличиваться, так и уменьшаться с течением времени. Результаты и доходность фондов за прежние периоды не могут гарантировать или указывать на доходность фондов в будущем.