25 лет и 19 килограммов банковских карточек
Интерес Маргуса Круута к коллекционированию банковских карточек возник почти 25 лет назад, когда он заинтересовался различием в их дизайне. К настоящему времени у коллекционера накопилось уже почти 3800 карточек.
Начать было трудно, но остановиться ещё труднее
«Один замечательный кассир в банке разрешил мне сохранить старую карточку на память при выдаче новой», – вспоминает Круут о том, как начиналась его коллекция. «Меня увлекло разнообразие дизайна карточек», – добавляет он. Теперь его коллекция насчитывает примерно 3800 банковских карточек.
Начать сбор было непросто. «Банки вообще не выдавали образцы», – описывает Круут одно из основных препятствий при сборе карточек. Никто не хотел рисковать и выдавать карточку незнакомому человеку. Мало ли что он надумает с ней сделать… Но коллекция росла, и банки уже легче шли на сотрудничество. Начали заказывать образцы карточек. Это значительно упростило коллекционирование, потому что, например, очень трудно найти золотые, а особенно – платиновые карточки. «По сравнению с дебетовыми и кредитными карточками их в обращении намного меньше», – говорит коллекционер.
19 килограммов банковских карточек
Круут не знает точное количество карточек. «Я пытался их сосчитать, но некоторых по две или по три штуки, да и хранятся они в разных местах», – признается он. Карточки хранятся в нескольких папках, в оригинальных банковских конвертах, в коробках.
Но как коллекционеру узнать примерное количество карточек, хранящихся в разных местах? Очень просто! «У меня почти 19 килограммов карточек, каждая из которых весит примерно 5 граммов. 19 000 поделить на 5, получается 3 800». Так Круут определил размер своей коллекции.
Самые старые карточки в коллекции – ELT и Raekaart
Коллекционер накопил обширные знания о происхождении и истории самых старых карточек в коллекции. «В 1993 году карточка ELT оказалась первым подобным проектом во всей Восточной Европе», – говорит Круут, добавляя, что было выпущено около 10 000 карточек, но активность их использования была низкой. «Люди не привыкли расплачиваться карточками. После двух-трёх лет прозябания проект ELT был закрыт», – говорит Круут. Карточка Raekaart тоже просуществовала недолго. В своём развитии разработка дошла до пилотного проекта, включающего только банкомат и 130 карточек. «Причиной быстрого завершения стало нежелание банков, сохранявших лидирующие позиции на рынке, использовать продукт, разработанный более мелким конкурентом, что поставило под угрозу систему магнитных карточек», – объясняет Круут. «Однако в 1994 году произошёл прорыв, когда более крупные банки начали выпускать банковские карточки с магнитной полосой, которые были проще и дешевле карточек с чипом».
Редкие карточки
Самыми редкими карточками Круут считает первые тестовые карточки Hansapank, Hoiupank и Tallinna Pank, а также пробные партии первых банковских карточек LHV. Карточки Toronto Eesti Ühispank также редки, потому что этого банка зарубежных эстонцев, который работает в Канаде на протяжении десятилетий, в этой форме (с эстонским названием) больше не существует. Недавно он объединился с аналогичным банком зарубежных латышей и переименован в Northern Birch Credit Union. «Но самая особенная вещь – это так называемая банковская карта телезвезды Lateko, – говорит Круут. В частности, в телешоу «Pealtnägija» эстонский клиент рассказал о схеме мошенничества, в центре которой была латвийская банковская карта Lateko. «Я нашёл человека, и он согласился отдать мне свою карточку в коллекцию», – говорит Круут. Карточка также была показана в передаче „Ringvaade“. Однако с точки зрения дизайна самой уникальной Круут считает “баскетбольную” карточку недолго работавшего в Таллинне филиала литовского банка Snoras, один край которой выпуклый.
Красиво оформленные карточки Swedbank и Hansapank
«Помню, что когда я показывал своим друзьям первую карточку Hansapank, они немного завидовали», – вспоминает Круут. А именно, в первые дни существования Hansapank стать клиентом банка было непросто. Физическому лицу для того, чтобы стать клиентом и открыть счет, требовалась серьёзная сумма. “Мне счёт в банке открыл мой работодатель, и для меня он был бесплатным. Я носил свою первую банкоматную карточку с некоторой гордостью, пока её не обменяли на платёжную карточку с красивым изображением розы. С этого и началась моя история коллекционирования банковских карточек», – говорит он.
«За всю историю Swedbank и Hansapank выпустили целый ряд красиво оформленных карточек, из которых сложно что-то выделить», – говорит Круут. Однако самый запоминающийся дизайн для Круута – это три кредитные карточки Hansapank с изображением ганзейского корабля Когг – цветная, серебряная и золотая. Карточка с изображением Эдуарда Вильде и сцены I действия его пьесы “Домовой”» также является одной из самых любимых карточек Круута.
Если десять лет назад в Эстонии было пять или шесть активных коллекционеров банковских карточек, то теперь кроме Круута остался только один активный коллекционер. Коллекция Круута, однако, постоянно расширяется, хотя он никогда не ставил себе целью собрать максимальное количество карточек. «Я бы предпочёл, чтобы все банковские карточки были связаны с Эстонией», – описывает свою цель Круут.