Как Россия спасает свою экономику во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19?
С одной стороны, Россия предложила относительно умеренный (около 3% ВВП) пакет помощи для смягчения кризиса COVID-19, с другой, следует иметь в виду, что некоторые ранее согласованные бюджетные расходы были перераспределены, а приоритеты переориентированы. Хотя низкие нефтяные цены снизят соответствующие налоговые поступления и ухудшат финансовое положение России, правительство обещало увеличить расходы, направленные на преодоление последствий вирусного кризиса. Этому способствуют крупные золотовалютные резервы России. Помимо экономического кризиса 2009 года, в России есть опыт преодоления экономического спада 2015 года.
В приоритете сохранение трудовой занятости и приостановление роста количества безработных
Правительство расширило полномочия федеральных, региональных и местных органов власти для устранения последствий кризиса по ряду вопросов. Кроме того, больше денег из федерального бюджета направляется в регионы. Больше денег будет направлено также малым и средним предприятиям, которые пострадали от кризиса сильнее всего. Однако особое внимание уделяется поддержке компаний, имеющих для государства системное значение. По последним данным, таких компаний насчитывается 1100. Кроме того, регионы составили собственные списки своих наиболее важных компаний. Разрешена отсрочка уплаты различных налогов, некоторые налоги также временно снижены. Больше денег направлено на социальные выплаты. С одной стороны, правила, регулирующие деятельность банков, были смягчены, с другой – поддерживается погашение корпоративных и бытовых кредитов. Около месяца назад ликвидность российских банков оставалась хорошей. Для смягчения последствий кризиса приоритетной задачей России является сохранение занятости и сдерживание роста числа безработных. Правительство даже потребовало, чтобы руководители федеральных, региональных и местных органов власти воздерживались от увольнений. Новые процедуры банкротства для компаний также были заморожены.
Таким образом, имеет место относительно широкий, комплексный пакет помощи. Насколько это эффективно, покажет время. При этом, как и в других странах, пакет помощи, предлагаемый правительством, и поддержка центрального банка в области денежно-кредитной политики могут только смягчить последствия кризиса, но не предотвратить рецессию. Так же, как и в Эстонии. В дополнение к экономическому шоку, вызванному COVID-19, российская экономика также сильно страдает от низких цен на нефть. Динамика нефтяных цен влияет как на ВВП России, так и на курс рубля, хотя в последние годы эта связь ослабла. Хотя слабый рубль стимулирует российский экспорт, спрос на мировом рынке упал. Однако слабый рубль снизит спрос в России. В то же время уже в марте были введены экспортные ограничения в отношении ряда товаров, а таможенные пошлины на некоторые виды импорта (например, некоторые лекарства и продукты питания) были ослаблены.
Программа инвестиций в инфраструктуру
Россия пару лет назад разработала крупномасштабную программу инвестиций в инфраструктуру, и по некоторым пунктам работа уже началась. Однако во время нынешнего кризиса значительная часть этой программы была приостановлена. Как только распространение вируса окажется под контролем и экономика больше не будет нуждаться в кризисной поддержке, или объём такой поддержки уменьшится, инфраструктурные инвестиции в упомянутые государственные заказы станут способствовать восстановлению экономики России.
Доля России в эстонском экспорте за последние годы сократилась. В прошлом году наш восточный сосед был четвёртым по объёму экспорта эстонских услуг с 5,5 процента, но только десятым по объёму экспорта товаров эстонского происхождения. Доля России в иностранных инвестициях Эстонии за рубежом также упала до 2,7 процента. Однако влияние нашего восточного соседа на туристический сектор очень велико. Из иностранных туристов, посетивших Эстонию в прошлом году, Россия с её 15-процентной долей уступала только Финляндии. Таким образом, то, как обстоят дела в российской экономике, каков курс рубля и покупательная способность россиян, больше всего влияет на эстонскую экономику через туризм и различные услуги. Доля в 2,6 процента товаров невелика, но следует учитывать, что, например, в 2013 году Россия с 4,7 процента была шестым из крупнейших экспортных партнёров товаров, произведённых в Эстонии.