Рост прибыли и инвестиций в корпоративном секторе соответствует ожиданиям
Рост прибыли во многом объясняется эффектом базы
После полугодового спада совокупная прибыль корпоративного сектора в третьем квартале этого года вновь увеличилась на одну пятую. Увеличение прибыли было ожидаемым, поскольку в том же квартале прошлого года в этом секторе наблюдался сильный спад прибыли, что теперь и вызвало позитивный эффект базы.
Рост прибыли в основном сконцентрировался в трёх сферах
Рост прибыли предприятий отмечен главным образом в трёх направлениях деятельности – обрабатывающая промышленность, оптовая торговля и сфера недвижимости. Рост прибыли в обрабатывающей промышленности получен в основном в деревообрабатывающей промышленности, в производстве сланцевого масла, а также металлоизделий. В то же время сильный спад произошёл в прибылях строительного сектора и сектора ИКТ, сельскохозяйственные предприятия потерпели убытки. Причина убытков сельхозпредприятий была в сильном замедлении дохода от продаж при одновременном росте затрат. В то же время в сельском хозяйстве целесообразно смотреть прибыль по результатам года в целом, поскольку тогда учитываются и пособия, а они зачисляются в конце года. Несмотря на то, что в строительстве сильный рост доходов от продаж продолжился и в третьем квартале, расходы (особенно на рабочую силу) росли быстрее, что, в конечном счёте, снизило прибыль сектора.
Рентабельность корпоративного сектора в Эстонии приближается среднему значению по ЕС
Если же посмотреть долю прибыли предприятий в обороте, то она в этом году снизилась, и та же тенденция на понижение держится уже в течение длительного периода. Среди стран ЕС корпоративный сектор Эстонии со своей долей прибыли в добавленной стоимости сектора находится в средней группе. Рентабельность эстонских предприятий с годами приближается к среднему по ЕС показателю. В прошлом году этот показатель был выше нашего в основном в прежних странах Восточного блока, а также, например, в Греции.
Расходы на рабочую силу растут вместе с ростом оборота
Если в 2014-2016 годах рост расходов на рабочую силу был существенно выше роста доходов от продаж (где бывал даже спад), то с 2017 года эти два показателя росли почти синхронно. В то же время, чрезмерный рост расходов на рабочую силу в прежние годы довёл этот показатель в отношении оборота до исторически очень высокого уровня, и в последние три года здесь сохраняется относительно стабильная ситуация. Мы считаем, что рост зарплаты в ближайшие годы должен немного замедлиться, но он всё-таки останется достаточно сильным. Рост числа занятых затормозится, и в конечном итоге это должно замедлить рост расходов на рабочую силу. Следует также ожидать замедления роста оборота предприятий.
За ростом инвестиций также в основном стоит эффект базы
Новый рост инвестиций предприятий (после того, как он снижался два квартала подряд) был также ожидаемым. В третьем квартале инвестиции предприятий выросли на 13%. В первом полугодии прошлого года в деревообрабатывающей промышленности, в транспортном секторе и на предприятиях, предоставляющих услуги аренды, были осуществлены очень крупные инвестиции, что привело в первом полугодии текущего года к падению инвестиций из-за эффекта базы. В третьем квартале этого года такого негативного эффекта базы больше не было. Показателем инвестиционной активности предприятий является также существенный рост их кредитного портфеля. Предприятия очень по-разному отмечают свои инвестиции по кварталам. Иногда это делается лишь по итогам года. Доля инвестиций предприятий в обороте имеет тенденцию к уменьшению, а их доля в добавленной стоимости сектора в последние годы резко снизилась. В то же время эти показатели достигли среднего по ЕС уровня. Из ближайших стран в прошлом году доля инвестиций предприятий в добавленной стоимости сектора ниже, чем у нас была, например, в Латвии, Литве и Финляндии. При этом в Швеции уровень инвестиций выше, чем в Эстонии.
Разница между ростом производительности труда рабочей силы на предприятиях и ростом расходов на рабочую силу уменьшается
Поскольку в Эстонии уже в ближайшие годы ожидается замедление роста числа занятых, то для поддержания оборота предприятий, а в итоге – экономического роста, необходим рост производительности. А для этого, как известно, необходимо больше инвестировать в повышение эффективности. Хотя производительность рабочей силы на предприятиях в третьем квартале повысилась на одну десятую, а за последние два года рост производительности ускорился, в длительной ретроспективе речь идёт о скромных цифрах. Но позитивный момент состоит в том, что рост производительности рабочей силы на предприятиях понемногу приближается к росту затрат на рабсилу. Это означает, что ценовая конкурентоспособность предприятий страдает всё меньше. В идеале производительность труда должна опережать рост расходов на рабсилу или расти в одном с ними темпе.
К поквартальной статистике предприятий надо относиться с осторожностью, поскольку она не точна
Опубликованные сегодня цифры квартального учёта предприятий, то есть срочную статистику, следует рассматривать в качестве предварительных данных, которые наверняка не очень точны. Опыт последних лет показывает, что Департамент статистики эти данные предприятий при учёте за год в целом довольно серьёзно корректирует. Особенно это касается инвестиций, а также квартальной прибыли. Разница между годовой и квартальной статистикой в последние годы увеличилась. Например, инвестиции предприятий по статистике за год в целом оказываются наполовину больше, чем при поквартальном учёте. В отношении оборота предприятий эта разница составляет примерно десятую часть. Если весной прошлого года инвестиции предприятий в расчётах ВВП показывали четырёхлетнее снижение подряд, весной этого года – трёхлетнее, то по последним данным этот показатель снизился до двух лет.