В марте объёмы производства сократились на 13%
В марте по сравнению с 2022 годом объемы производства сократились на 13%. Показатель значительно уменьшился как в энергетике, так и в обрабатывающей промышленности. При этом дно еще не достигнуто – объемы промышленного производства также снизились и по сравнению с прошлым месяцем.
Объемы производства сократились в первые месяцы этого года примерно в половине европейских стран. Однако в Эстонии этот показатель был одним из наиболее высоких в Европе.
В первом квартале производство уменьшилось в 2/3 отраслей экономики. Из наиболее крупных промышленных отраслей объемы сократились в деревообработке, а также в производстве продукции из металла и электронного оборудования. На треть сократилось производство в целлюлозно-бумажной и химической промышленностях, на четверть – в мебельной промышленности и производстве строительных материалов.
Эстонская промышленность пострадала от значительного роста цен на энергоносители, исчезновения дешевого российского сырья и стагнации рынка недвижимости в странах Северной Европы. Затраты на сырье, энергию и заработную плату росли быстрее, чем у конкурентов. В результате на фоне общего понижения спроса предприятия зачастую оказывались позади в ценовой конкуренции.
Жизнь предпринимателей осложняется тем, что помимо производства уменьшился и товарооборот. Несмотря на стремительный рост цен, в марте в обрабатывающей промышленности по сравнению с прошлым годом продажи сократились на 5%.
Согласно опросам, в апреле объем экспортных заказов в Эстонии оставался низким – на уровне, сравнимом с мартовским. Будущее промышленности еврозоны в настоящее время также довольно пессимистично. И индекс менеджеров по закупкам, и индекс уверенности потребителей указывают на ощутимые препятствия. Swedbank ожидает повышение спроса во второй половине этого года, когда экономическая активность и покупательная способность потребителей будут постепенно повышаться.